Организациям экономически выгодно работать с самозанятыми гражданами. Организация, которая работает с самозанятыми, не несет дополнительных расходов, кроме оплаты работ (услуг) самозанятого гражданина. Она не обязана платить за него налоги и взносы НДП. Самозанятый уплачивает их сам.
Стремясь к налоговой экономии, некоторые руководители компаний заменяют наемных работников самозанятыми гражданами.
Кто такие самозанятые?
Самозанятые – это граждане, которые официально оформили самозанятость, применяют специальный налоговый режим, платят налог на профессиональный доход (НПД) и выполняют работы, оказывают услуги, продают товары собственного производства всем, кто в них нуждается.
С января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О занятости населения Российской Федерации» № 565-ФЗ от 30.11.2023, который значительно расширил полномочия налоговых служб и Роструда: в регионах создаются специальные комиссии для борьбы с нелегальной занятостью. ФНС и региональные комиссии обмениваются подозрительными данными о компаниях и проводят проверки.
Критерии, по которым организация или ИП могут попасть под проверку, перечислены в Приказе Минтруда от 02.02.2024 № 40н. Что касается компаний, работающих с самозанятыми, то налоговая направит данные о них в трудовые комиссии при одновременном наличии трех условиях:
Проверить могут любую организацию и предпринимателя, которые отвечают перечисленным критериям, независимо от масштаба бизнеса и общего числа наемного персонала.
Если налоговики установят, что самозанятый – это бывший работник организации, то организации грозит штраф в размере от 10 000 до 100 000 рублей по ст. 5.27 КоАП РФ и штраф 40% от суммы вовремя не оплаченных зарплатных налогов: НДФЛ и страховых вносов. Кроме того, организации придется сдать в налоговую инспекцию уточненную отчетность.
Как избежать рисков при работе с самозанятыми?
Для этого надо соблюдать несколько основных правил.
1. Нельзя уволить работника и сразу же заключить с ним договор, как с самозанятым гражданином. Заключить договор с самозанятым – бывшим работником возможно только по истечение двух лет с даты увольнения работника из организации. При проверке договор с таким самозянятым будет переквалифицирован в трудовой, а организации придется доплатить в бюджет НДФЛ с дохода, выплаченного самозанятому, и страховые взносы.
2. Надо правильно оформлять договоры с самозанятыми гражданами. В тексте договора нельзя употреблять термины и понятия, свойственные трудовым договорам: работник, внутренний распорядок дня, зарплата и т.п.
В договоре обязательно должно быть указано:
- формировать чеки и направлять их заказчику;
- не аннулировать чек без объективных причин;
- сообщать о достижении лимита в 2,4 млн рублей;
- сообщать о смене статуса;
Как известно, самозанятый гражданин утрачивает право на применение НПД в случае превышения его профессионального дохода 2,4 млн руб. в календарном году.
3.При получении оплаты работ (услуг, товаров) от заказчика самозанятый обязан пробить чек в приложении «Мой налог» и предоставить чек заказчику. В чеке должно быть подробно описано: наименование услуги (работы, товара), количество, стоимость. Организации и ИП не вправе учитывать расходы без этого чека, даже при применении общей системы налогообложения.
По закону самозанятый обязан предоставить заказчику чек — это его ответственность, обусловленная законом.
Получить чек от исполнителя можно разными способами:
1) при прямой передаче бумажного экземпляра в руки;
2) в электронном виде на email, по смс, в мессенджере или даже через социальные сети, а также получением от самозанятого QR-кода чека.
После получения чека следует убедиться в его подлинности — по QR-коду.
Направить чеки исполнитель обязан в установленные сроки — в зависимости от способа оплаты:
Иногда случается, что самозанятый неправомерно аннулирует выданный ранее чек.
В этом случае компания все равно сможет принять расходы к учету, даже в случае невозврата денег самозанятым. Об этом говорится в письме ФНС от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@. Главное, чтобы этот чек имелся у заказчика, и заказчик мог предоставить иные документы, подтверждающие оплату — например, акт.
4. Для того, чтобы не вызвать подозрений у налоговиков в наличии между организацией (ИП) и самозанятым трудовых отношений, предпочтительно не работать с одним и тем же самозанятым гражданином длительное время. И, кроме того, желательно, чтобы у самозанятого были договорные отношения не только с вашей организацией (ИП), но и с другими заказчиками.
5. И, конечно, должна быть деловая цель отношений с самозанятым.
Резюмируя, отмечаем, что работа с самозанятыми гражданами не противоречит действующему законодательству. Но, работая с ними, надо учитывать особенности, изложенные выше.
Подготовила Байкова Н.К.
Комментариев пока нет