Время идет, появляются новые технологии, позволяющие сдавать отчетность в электронном виде. Выгодно ли прибегать к ним или проще делать все по старинке? Попробуем разобраться.
Система сдачи отчетности через операторов электронного документооборота существует более 10 лет. Помимо нее, у декларанта появилась возможность отправлять отчеты через приемные каналы контролирующих органов. Сейчас так можно поступать при отправке отчетов в ФСС России и Росалкогольрегулирование. Прием отчетности через портал налоговой службы России запущен и проводится в рамках пилотного проекта.
Часть 1: За что мы платим
Попробуем понять, какие функции выполняют операторы ЭДО, как сдать отчетность без них и действительно ли бесплатны другие способы отправки отчетов?
|
Через спецоператора |
Напрямую |
Необходимо |
||
Сертификат электронно-цифровой подписи (ЭЦП)
|
|
|
Средства криптозащиты (СКЗИ)
|
|
|
Система для подготовки и отправки отчетности |
|
|
Дополнительно |
||
Услуги спецоператора (техподдержка) |
|
|
Сертификат электронной подписи — это электронный документ, который нужен для подписания и шифрования отчетности, а также расшифровки поступивших из ФНС документов (например, о результатах обработки отчета). Сертификат ЭП имеют право выдавать только удостоверяющие центры.
Средства криптографической защиты информации — это программа, которая нужна для применения электронной подписи. Шифровать и подписывать отчетность без них не получится. Лицензию на СКЗИ налогоплательщик тоже обычно оформляет в удостоверяющем центре.
Как сертификат ЭЦП, так и СКЗИ можно только купить. Достать самостоятельно их невозможно.
Для отправки отчетности в Фонд соцстрахования достаточно сертификата ЭП, которая используется для сдачи налоговой отчетности и отчетности в Пенсионный фонд. Стоимость такого сертификата вместе с СКЗИ составляет около 2 тысяч рублей. А вот Росалкогольрегулирование (РАР) установило к сертификату отдельные требования, и он обойдется в сумму от 5 до 9 тысяч рублей.
При сдаче документов в ФСС, ПФР, ФНС, РАР спецоператор предоставляет налогоплательщику все компоненты. Это означает, что все технические и даже часть методологических проблем абонента решается в одном месте. То есть тот способ сдачи отчетности, который преподносится как бесплатная альтернатива сдаче отчетности через спецоператоров, на деле требует от декларанта определенных финансовых затрат.
Система для отправки отчетности позволяет готовить декларацию, проверяет ее перед отправкой, фиксирует время отправки, доставляет отчет в ИФНС. В этой же программе компания или ИП может следить за ходом обработки отчета, получая из ИФНС соответствующие квитанции и уведомления. Спецоператор связи обеспечивает доставку отчета от компьютера налогоплательщика до сервера ИФНС и фиксирует время отправки отчета.
Вывод
По сути, бесплатно декларанту предоставляется то же, что и в случае сдачи отчетности через спецоператоров. А именно — приемный канал, куда загружается его отчетность.
Часть 2: Алгоритм отправки
Ниже приведен алгоритм отправки отчетов каждым из двух способов.
Через спецоператора
Декларант готовит отчет и проверяет его на наличие ошибок в системе для отправки отчетности. Система выявляет ошибки в реквизитах плательщика или инспекции, несоответствие данных, ошибки при заполнении различных полей и подсказывает, как их исправить. Как правило, при наличии ошибок система не позволяет отправить отчет. Если отчет прошел проверку, налогоплательщик ставит электронную подпись, шифрует в адрес получателя и отправляет. Получив отчет, спецоператор тут же фиксирует время его получения и выдает декларанту соответствующее подтверждение. Если между инспекцией и налогоплательщиком возникает спор о времени сдачи декларации, суд ориентируется на данные, предоставленные спецоператором связи.
Есть ли гарантия того, что серверы спецоператоров работают бесперебойно? Дело в том, что серверы рассчитаны на многократное превышение нагрузки и расположены на специальных площадках, где есть резервные системы питания, а также дублирующие серверы. Кроме того, в договоре клиента со спецоператором предусмотрена ответственность за несвоевременную доставку отчета по вине спецоператора. Иными словами, все штрафы, наложенные контролирующими органами при сборе системы, абонент сможет взыскать со спецоператора.
Напрямую
Декларант покупает в удостоверяющем центре сертификат электронной подписи и СКЗИ, а затем самостоятельно оформляет отчет и загружает его на канал связи. Если отчет не загрузился сразу (например, из-за большой загрузки), попытку нужно повторять до тех пор, пока отчет не будет загружен. Так как спецоператоры в процессе не участвуют, дата сдачи отчета фиксируется не ими, а приемным шлюзом. То есть дата отправки устанавливается не по времени первой попытки декларанта загрузить отчет, а по времени, когда фактически удалось это сделать.
Использование этой схемы выявило много проблем. Во-первых, при сбоях на приемном канале на загрузку отчета приходится тратить очень много времени. Во-вторых, невозможно доказать, что налогоплательщик пытался загрузить отчет вовремя. В-третьих, возможности техподдержки, оказываемой при самостоятельной загрузке отчетов, пока значительно скромнее, чем возможности техподдержки спецоператоров.
Компромисс
Сейчас спецоператоры выпускают бесплатные сервисы, которые позволяют готовить отчетность, проверять ее, а потом загружать, причем при сбое загрузка повторяется без участия декларанта. Несмотря на то, что статус спецоператора при сдаче отчетов в ФСС и РАР официально не закреплен, сервис фиксирует время, когда декларант отправил через него свой отчет. Если вдруг возникнет спор о времени отправки отчета, подтверждение спецоператора поможет организации или предпринимателю отстоять свою правоту в суде.
Подключиться к системе сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) Вам всегда помогут специалисты НКБ-консалт. Наша компания давно и успешно сотрудничает с такими спецоператорами, как Аргос и СКб Контур. Аргос предоставляет нашим клиентам значительные скидки.
Буди рады быть Вам полезными!
Екатерина Клещева
Бизнес-ассистент
21.10.19.
Поделиться ссылкой на эту статью
Комментариев пока нет